ПубликацииСтатьи → Выступление В.И. Медведева на II Всероссийском Съезде специалистов по охране труда

Выступление президента Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда (АСОТ) Медведева В.И.
на 2-м Всероссийском съезде специалистов  по охране труда

23 апреля 2014 года
г. Москва

Уважаемые товарищи, коллеги!

Наш съезд проходит в рамках Международного дня охраны труда, этот день по предложению профсоюзов является также и днём памяти погибших и пострадавших на производстве.

Предлагаю почтить память погибших на производстве вставанием.

Цель настоящего съезда по словам Министра труда России Топилина М.А. на сайте организаторов  - «консолидировать усилия профессионального сообщества, учёных, практиков для изменения действующих норм и правил в сфере охраны труда, их гармонизации с международными нормами».

Не умаляя важности других  вопросов повестки дня съезда эти проблемы являются ключевыми и по ним должны быть выработаны конкретные предложения и рекомендации.

Более 20 лет в нашей стране действует общественная организация  Ассоциация специалистов по охране труда, в Уставе которой есть положения, направленные на достижение этой  цели.

Благодаря объединённым усилиям специалистов по охране труда Министерства труда, органов по труду субъектов Российской Федерации, учёных, практиков, технических инспекторов труда профсоюзов в 90-е годы была создана законодательная и нормативная правовая база по охране труда, система государственного управления, государственного надзора и контроля, общественного контроля в сфере охраны труда.

Эта система позволяет работодателям, работникам служб охраны труда, промышленной безопасности  выполнять свои должностные обязанности по обеспечению безопасных условий труда.  И несмотря на все сложности, реформаторские попытки усовершенствовать её, система работает.

Я и мои коллеги гордимся этим. Большинство из них были  и являются членами АСОТ, входили и входят в руководящие органы организации. Тогда нас объединяла общая идея. Мы спорили, ругались, но был конечный результат.  С нашим непосредственным участием разрабатывались и принимались законы, нормативные правовые акты, создавались структуры по охране труда, государственной экспертизы условий труда в центральных и региональных органах исполнительной власти, система социального партнёрства. Ассоциация проводила российские и международные конференции и другие  мероприятия, выставки, формировала делегации для участия в зарубежных  выставках и различных мероприятиях. В настоящее время эти функции перешли к большому числу организаций по оказанию услуг в области охраны труда , созданных в последние годы.

С принятием закона о СОУТ  перед Министерством труда России, социальными партнёрами, специалистами по охране труда всех категорий стоят не менее важные задачи.

Несмотря на принимаемые меры под угрозой выполнения мероприятия по снижению к 2016 году количества рабочих мест с вредными условиями труда (с 32% до 20%), намеченные Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ в 2007году. Наметилась тенденция ежегодного роста на 1% количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.

Не должно расслаблять нас и значительное  снижение производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Специалисты знают, что это сокращение достигнуто в основном за счёт закрытия многих  травмоопасных  производств.         Есть прогнозы учёных, практиков, что в ближайшей перспективе ожидается рост производственного травматизма и особенно профессиональной заболеваемости.

Вот почему в  этих условиях важна консолидация профессионального сообщества, к чему призывает нас министр.

Информирую участников съезда, что в феврале этого года с участием АСОТ была образована Ассоциация профессиональных объединений и специалистов в сфере безопасности, гигиены и охраны труда. Ассоциация «Безопасный труд», это сокращённое название организации,  недавно получила государственную регистрацию. В Уставе нового объединения есть положения, направленные на консолидацию организаций и специалистов, занимающиеся проблемами охраны труда.

В повестке дня съезда есть вопрос о создании нового объединения специалистов по охране труда на базе организации «Эталон». Хочется верить, что в центре внимания и этого объединения будут вопросы консолидации и взаимодействия.          Зная изнутри положение дел в профессиональном сообществе, у меня есть определённые опасения на этот счёт.

Отвечу сразу на задаваемые мне вопросы о будущем и перспективах АСОТ. Будем сотрудничать со всеми, сделаем выводы, в ближайшее время проведём внеочередную конференцию, добавим обороты в своей работе. В последние годы руководством АСОТ принимались меры по получению нашей организации всероссийского статуса, предлагалось сообществу создавать наши структуры во всех субъектах Российской Федерации, есть даже решение 1-го Всероссийского съезда в 2008 году на этот счёт. И на сегодняшний день формально мы готовы получить этот статус. Но меня удивляет позиция многих наших коллег, особенно работников органов по труду, когда в стране много внимания уделяется развитию институтов гражданского общества они проявляют равнодушие к общественной организации. Приоритеты отдаются организациям, занимающихся  предпринимательской деятельностью.

На мой взгляд неверно вовлекать  руководителей служб и специалистов по охране труда непосредственно  в бизнес в сфере услуг. Думаю, этого не произойдёт. Надо внимательно посмотреть на образование профессиональных объединений  только на коммерческой основе, вовлекая в них специалистов по охране труда - производственников.  Есть большая разница между ними и теми, кто оказывает услуги, в том числе по СОУТ. У одних это бизнес, у других - повседневная работа за зарплату у работодателя, у многих из них она связана с гибелью людей.

Поэтому мы сохранили общественный статус нашей организации, несмотря на многочисленные предложения заняться оказанием только услуг.

К сожалению, законы рынка, в том числе и негативные, получили развитие и в охране труда.

В охрану труда надо вернуть здравый смысл, повернуться прежде всего к производству и работающим там специалистам по охране труда.

Последние 6 лет было уделено очень большое внимание созданию рынка услуг в сфере охраны труда, в первую очередь проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта целеустремлённая  работа, с большим количеством ошибок, завершилась принятием закона о СОУТ и закона-спутника.

Участники СОУТ, особенно организации, непосредственно проводящие её, получили законодательное закрепление своей деятельности на долгие годы и за это должны быть благодарны руководству Минтруда и законодателям. В то же время на них теперь  лежит колоссальная ответственность за результаты своей деятельности. Наша общая задача- принять исчерпывающие меры по реализации закона о специальной оценке условий труда закона-спутника.  

Я не помню за  последние  20 лет, чтобы какой то закон обсуждался так широко. Это не случайно. Оба закона решают важные проблемы.  Отношение к ним неоднозначное, в т.ч. и у меня и моих коллег по АСОТ.  Но законы приняты, так как эта задача поставлена руководством страны.

Ещё 6 лет назад я с трибуны 1  Всероссийского съезда специалистов по охране труда  с тревогой говорил , что если мы не изменим отношение к проведению АРМ по условиям труда, она будет дискредитирована. Так и получилось, к сожалению. А ведь мы  предлагали то же самое , что теперь вошло в новый закон. Это необходимость разработки методических рекомендаций, дифференцированный подход, повышение качества аттестации  и профессионального уровня сотрудников аттестующих организаций и др. Даже был разработан проект закона об АРМ.

Теперь наша общая задача взять из практики АРМ всё положительное, а такой опыт есть. Все недостатки оставить в прошлом и извлечь уроки. Если мы не сделаем надлежащих выводов, не изменим отношение, то СОУТ ждёт судьба АРМ.

Несколько слов об итогах выполнения Решения 1-го Съезда специалистов по охране труда. Этот съезд 2008 года был также знаменательным событием в жизни специалистов по охране труда страны. Он прошёл на высоком уровне. Я рекомендую на досуге посмотреть материалы съезда в Интернете на сайте издательства АСОТ, а также материалы конференции в апреле 2009года, где мы подводили первые итоги решения съезда.  К сожалению, результаты реализации решения съезда неудовлетворительные. Через год изменилось отношение и к АСОТ. Все были вовлечены в процесс создания рынка услуг, аккредитацию,  включение  в реестры, проведение многочисленных съездов и конференций организаций, оказывающих услуги и т.п.

В проигрыше оказались те, кто непосредственно занят созданием безопасных условий труда на производстве.

Кроме того в эти годы мы потеряли финансирование обучения отдельных категорий застрахованных, НИР за счёт средств ФСС, не получил развития пилотный проект по финансированию проведения АРМ для организаций бюджетной сферы за соцстраховские деньги.

Хочу пожелать организаторам настоящего съезда, прежде всего министерству, не допустить подобного сейчас, надо установить контроль за выполнением принятых итоговых документов. Прошло 6 лет после 1-го Всероссийского съезда, а проблемы остаются  те же. Правда, организаторы другие, и вместо АРМ речь идёт о СОУТ. Жаль упущенного времени, ведь результаты нашей работы могли быть весомей.

11 декабря прошлого года по инициативе АСОТ совместно с СРО аудиторов трудовой сферы была проведена практическая конференция с аналогичной повесткой дня.  На конференции были обсуждены и выработаны  предложения о первоочередных практических мерах по реализации федерального закона о СОУТ и  закона-спутника.   

Оба закона прежде всего направлены на решение проблем «досрочников» в рамках пенсионной реформы и реформирования системы предоставления компенсаций за работу во вредных  и опасных условиях труда. Второй год работодатели, где есть «досрочники», отчисляют в Пенсионный фонд приличные деньги, теперь они получили механизм, позволяющий снизить расходы на  эти цели, а также на предоставление других компенсаций при условии улучшения условий труда.

Но мы, специалисты по охране труда, не должны забывать о том, что СОУТ проводится и в других целях, и в первую очередь на совершенствование работы по охране труда, на создание системы управления профессиональными рисками, повышение экономической заинтересованности работодателей за создание безопасных условий труда. 

АСОТ последние 10 лет занимает последовательную позицию в отношении так называемого  реформирования системы управления охраной труда. Позиция выражается в следующем. Мы постоянно напоминаем  Министерству о том, что в стране  нет последовательной государственной политики в области охраны труда. Началось, когда вместо очередной неудачной попытки принятия федеральной целевой  программы вопросы условий и охраны труда были включены в Концепцию демографической политики до 2025 года.

Это позволило Министерству не принимать целевые федеральные программы по охране труда, а обходиться простым планом мероприятий по реализации Концепции на определённый период.

К сожалению, не выполнена «Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010годы, включая АРМ по условиям труда». Не выполнено постановление Правительства РФ №870 о разработке порядка предоставления компенсаций.  Не должным образом выполняется постановление Правительства РФ №1160 по разработке нормативных правовых актов, содержащие государственные требования по охране труда , не актуализируются нормативные правовые акты.  

До настоящего времени нет основополагающих  нормативных документов по системе управления профессиональными рисками.  Принимаемые Министерством меры по внесению отдельных изменений и дополнений в Трудовой Кодекс РФ неэффективны. В очередной раз не удалось включить в  закон- спутник №421 изменения и дополнения в ТКРФ, направленные на переход к системе управления профессиональными рисками( кроме терминов в статье №209).

Не лучше дела обстоят дела с реформированием системы предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда. Созданная система предоставления компенсаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой независимыми аттестующими организациями, оказалась неэффективной и  не оправдала себя по выводам руководства Минтруда. Теперь прямо можно сказать: первая попытка реформирования системы предоставления компенсаций провалилась.

Для всех нас стало полнейшей неожиданностью появление термина «специальная оценка условий труда», а затем идея принятия закона. Придание АРМ статуса закона мы приветствуем, мы это и раньше предлагали, но работа над ним отвлекла  от главного- разработки так необходимого закона «О безопасности и гигиене труда» или как минимум  внесения кардинальных изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Это необходимо для решения второй задачи государственной политики-перехода в охране труда  к системе управления профессиональными рисками. Все ждут этого. Ждут, прежде всего, специалисты по охране труда предприятий и организаций. Для нас важнейшей задачей является - внедрение СОУТ в новую систему управления охраной труда, которая ещё не создана. Я убеждён, что без внесения корректив в идеологию государственной  политики в области охраны труда, без изменения законодательной и нормативной правовой базы реализовать закон будет сложно.

Может не хватить и 5 лет переходного периода, тогда закон ждёт участь  АРМ по условиям труда и 870 постановления Правительства РФ.

Мы всегда и везде предупреждали о недостатках в организации рынка услуг вообще и в аттестации рабочих мест в частности, что может привести к её дискредитации. То же самое мы говорили ранее об обучении отдельных категорий застрахованных. С трибуны одной из конференций я предупреждал , что три вида компенсаций это «мелочи» по сравнению с досрочным выходом на пенсию и к этому надо готовиться. Готовы ли наши аттестующие организации и другие участники к тому, чтобы профессионально выполнять задачи ,поставленные  в законе? Ответ для многих очевиден. Готовы, но не все.

И всё же принятие закона о СОУТ является важным событием в развитии охраны труда в стране. Сделан первый шаг по совершенствованию системы управления охраной труда , по переходу к системе управления профессиональными рисками. Теперь надо идти дальше. Необходимо срочно наводить порядок в нормативной правовой базе, устранять многочисленные противоречия и белые пятна в законодательстве, разобраться со стандартами безопасности труда в охране труда.

Предлагаем руководству и специалистам министерства внести коррективы в задачи по реализации Концепции демографической политики до 2025 года, уйти от формулировок типа « перейти от компенсационной системы в управлении охраной труда», или  « от реагирования на последствия, постфактум…». Последняя часть  формулировки «перейти к системе управления профессиональными рисками» верна, а первая не профессиональна и противоречит существующей практике. Никогда льготы и компенсации не являлись основой системы управления охраной труда, создания  безопасных и здоровых условий труда. Профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости всегда были в центре внимания государства, руководителей предприятий и профсоюзов.

Считаем целесообразным при подготовке Доклада  министерства по охране труда за 2013 год провести анализ выполнения Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года по вопросам  охраны труда,  решений всех съездов, конференций, программ и других многочисленных мероприятий.

Необходимо повысить эффективность проводимых многочисленных мероприятий, установить контроль за выполнением принимаемых решений, повысить ответственность за их выполнение.

У нас большой дефицит ответственности за результаты практической деятельности. Пример: 5лет велась работа по внедрению  АРМ , в декабре 2012года прошёл очередной 3-й съезд аттестующих организаций, и тут появляется неожиданно термин СОУТ, а затем форсированными темпами принимается закон.

Одновременно  надо  провести анализ  соответствия отечественной системы управления охраной труда нормам Конвенций и Рекомендаций   МОТ, ратифицированных Россией в последние годы , по безопасности и гигиене труда и социальному партнёрству , прежде всего №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», а также Конвенций №№ 81, 155 и др.

Наконец, необходимо разработать Концепцию федеральной целевой программы по улучшению условий и охраны труда с учётом новых реалий с последующим утверждением Правительством РФ с обязательным обеспечением её финансирования.  Региональные программы есть, теперь настало время принятия Федеральной.

Надо срочно приступить к разработке проекта федерального закона « О безопасности и гигиене труда», или как первый шаг закона «О внесении изменений и дополнений в раздел 10 «Охрана труда» и другие статьи Трудового кодекса Российской Федерации». Эти и другие  наши предложения известны руководству Минтруда.

Вместе с тем, давая рекомендации министерству, мы должны критически оценить и свою работу. Ведь в том ,что АРМ себя дискредитировала, вина прежде всего и тех , кто её проводил.

Являясь председателем контрольной комиссии СРО аудиторов трудовой сферы я воочию мог увидеть, как работают организации по АРМ, обучению и аутсорсингу.  Увидел, как взаимодействуют с ними работодатели,  Государственные инспекции труда, Госэкспертиза, профсоюзы. Вывод: всем надо учиться и совершенствоваться.

В работе по реализации закона и в собственно проведении СОУТ многое будет зависеть от конструктивного  взаимодействия непосредственных участников процесса оценки : органов исполнительной власти и государственной экспертизы, надзора и контроля,  профсоюзов и иных  представительных органов работников, и особенно служб и специалистов по охране труда с организациями , проводящих СОУТ, а также от взаимодействия в самом сообществе организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Хотелось, чтобы созданные на новых принципах Общественные советы при Минтруда и Роструда, где есть направления по проблемам улучшения условий и охраны труда и в составе которых есть наши представители, должны  сыграть  положительную роль. Мнение профессионального сообщества, всех его категорий, должно быть услышано и востребовано. Советы не должны дублировать работу рабочих групп РТК.

С принятием закона о СОУТ и закона-спутника  повышается ответственность всех участников проведения СОУТ,

от госслужащих до инженера по охране труда на предприятии и экспертов организаций, оказывающих услуги.

Особая роль принадлежит руководителям и  экспертам организаций, проводящих СОУТ, и руководителям и специалистам  служб охраны труда. На них лежит особая ответственность за СОУТ.

Качество работы, знание дела, профессиональный уровень, убеждённость в том, что они делают, опора на представителей работников и на самих работников, высокое чувство ответственности за результаты своей работы должны стать приоритетами в их деятельности.

В связи с этим считаю необходимым и целесообразным  решение вопроса о законодательном закреплении обязательности саморегулирования в сфере охраны труда.

Кодекс этики специалиста по охране труда по предложению АСОТ был одобрен 1 съездом и забыт, надо вернуться к нему.

Службам и специалистам по охране труда в последнее время уделяется много внимания. Внесены изменения в ЕКС, принят профессиональный стандарт специалиста сферы охраны труда.

Поднимается вопрос о повышении их ответственности. Но не только их, но и других участников процесса СОУТ, от работников министерства до специалиста по охране труда организации. На практике у нас дефицит ответственности. Надо начинать с себя, навести порядок в организации работы по охране труда, прежде чем учить других.

Если мы по ответственности приравняем специалистов по охране труда к руководителям и должностным лицам, то во многих случаях они будут признаваться  виновными, в том числе и  в несчастных случаях.

Я признателен руководству министерства за включение в план мероприятий на 2014 год проведение 2 съезда, АСОТ почти три года назад поднимала этот вопрос. Наконец дошла очередь до руководителей и специалистов служб по охране труда, практиков, учёных.

Мы искренне  желаем  руководству Минтруда успешно провести работу по  совершенствованию системы управления охраной труда и системы предоставления компенсаций, а также пенсионного законодательства, проблемы «досрочников» в первую очередь.

Мы, представители профессионального сообщества, понимаем необходимость и целесообразность проведения этой работы. Но провести её надо продуманно, взвешенно, чтобы не допустить социальной напряжённости в обществе. И мы вам будем помогать. При этом надеемся на обратную связь.

Не хочется в очередной раз превращать съезд в критику Министерства ,  его руководство самокритично оценивает свою работу.

Профсообщество, в первую очередь организации, проводящие СОУТ, в долгу перед министерством, АРМ получила статус закона. Рынок услуг в сфере охраны труда получил законодательное закрепление, что даёт на долгие годы возможность вести свой бизнес. Моё предложение заключается в следующем. Ассоциация «Эталон» с участием других  аналогичных организаций должна активно включиться в работу по разработке проектов законодательных и нормативных правовых актов. Это будет достойным ответом на призыв руководства Министерства труда к профессиональному сообществу, обозначенного в эпиграфе к съезду.

АСОТ примет участие в этой работе, поделимся своими наработками.

По проекту Резолюции.

Отдельные предложения АСОТ и практической конференции от 11 декабря 2013 года получили отражение в резолюции.

Дополнительно к  сказанному мною выше предлагаю с целью более эффективной реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года по вопросам условий и охраны труда включить в проект Резолюции пункт о создании при Минтруда России рабочей группы по разработке проектов закона «О безопасности и гигиене труда» или закона «О внесении изменений и дополнений в 10 раздел и другие статьи Трудового кодекса Российской Федерации» , Целевой федеральной программы по улучшению условий и охраны труда, Концепции совершенствования работы по охране труда с учётом положений Конвенции №187 и других конвенций МОТ, ратифицированных Россией.

От имени Ассоциации специалистов по охране труда желаю продуктивной работы съезду, а профессиональному сообществу, всем специалистам по охране труда желаю успехов  в повседневной работе.

Спасибо за внимание.